В 2010 году страховой рынок показал рост, достигнув уровня 2007 года. Но сказать, что отрасль на подъеме, нельзя: увеличение объема премий стимулировали прежде всего возобновление банковского кредитования и обязательные виды страхования.
Аналитический центр «Эксперт-Урал» подготовил очередной рейтинг страховых компаний Урала и Западной Сибири. В 2010 году рынок (объем собранной в регионе премии) увеличился на 5%, что меньше, чем в среднем по другим регионам, — 9% с учетом Москвы, 7% — без нее.
(Заметим, что включать в рассмотрение столицу, на наш взгляд, не корректно: концентрация здесь финансовых потоков накладывает отпечаток на страховой рынок, в итоге на этот город приходится 47% сборов, что значительно больше доли его с точки зрения как населения (7%), так и в ВРП (25%). Даже доля сборов по ОСАГО, приходящаяся на Москву, втрое превышает ее долю по численности населения.)
Ряд сегментов, показавших в 2010-м существенный рост, в 2009-м явили столь же сильное падение. Так, сборы по накопительному страхованию жизни сначала упали на 33%, а потом выросли на 32%, в итоге к уровню 2007 года падение составило 11%. Понятно, что в кризис этот вид страхования оказался наиболее уязвим.
Примерно такая же ситуация в сегменте ДМС (плюс 9% к 2009-му) и в страховании от несчастных случаев (плюс 21%): этот вид сильно завязан на потребительское кредитование, поэтому падал и рос вместе с ним.
Как и в предыдущие периоды, вместе с парком автомобилей расширялось ОСАГО: сбор премий увеличился на 7% (и на Урале, и по России в целом).
Серьезно (на 20%) прирос сегмент добровольного страхования ответственности. В основном за счет ДСАГО, показавшего относительный максимум (плюс 39%). Этот продукт в 2010 году страховщики активно продавали клиентам по ОСАГО и каско. Директор Уральского регионального центра (УРЦ) ОСАО «Ингосстрах» Наталья Вагина:
— Спрос на страховые продукты формирует потребитель на основании собственных страхов. Вызваны они чаще всего криминогенной обстановкой, ситуацией на дорогах, расслоением общества и уровня жизни. Влияют на них, как правило, СМИ и окружение человека. Так произошло с ДСАГО. Предложения существуют не первый год, но именно сейчас этот страховой продукт вышел на новый виток развития. Все больше клиентов, приобретая полис ОСАГО, приобретают и его. Связано это с тем, что многие уже столкнулись с ограничениями по сумме убытка. При этом мы каждый день видим с экранов телевизоров, как авто очередного любителя столкнулось с дорогущей машиной. Чтобы возместить принесенный ущерб, не хватит жизни не только этому человеку, но и его потомкам в нескольких поколениях.
В то же время рынок имущественного страхования (и его основной вид — автокаско) продолжил падение. До кризиса этот сегмент являлся локомотивом страхования, доля премий на одного уральского жителя была выше, чем по стране (в РФ без Москвы — 610 рублей, на Урале — 711), а Тюменская и Свердловская области вообще ушли далеко вперед — 1024 и 1009 рублей соответственно. Причина падения очевидна: нежелание владельцев неновых автомобилей их страховать (в основном они переключились на ДСАГО).
Наибольшее относительное падение испытал рынок сельхозстрахования (минус 22% к 2009-му). Но тут, скорее всего, произошло сворачивание схемных сделок. На ушедшие с рынка компании пришлось 22% сборов по этому виду страхования.
Крупные габариты
Долговременная тенденция — сокращение количества игроков и концентрация рынка. В 2010 году с уральского рынка ушли 43 компании. В том числе 23 — в результате отзыва лицензии (крупнейшая — «Урал-АИЛ», 21-е место в рейтинге-2009, занималась преимущественно автострахованием), 20 — просто прекратили работу (крупнейшая — Росагрострах, 45-е место, занималась исключительно сельхозстрахованием). Пришли 17 новых компаний. Самая заметная — «Селекта» (страхование грузов в Свердловской области) — заняла в рейтинге 51 место.
Доля десяти крупнейших компаний составляет 66% (два года назад — 59%), наиболее конкурентен рынок Свердловской области (57% на топ-10), наименее — Курганской (87%). В большинстве регионов лидирует группа Росгосстрах (в целом по Уралу доля — 22%). В Тюменской области первое и второе места занимают СОГАЗ и Сургутнефтегаз, в их портфеле львиную долю занимает ДМС предприятий, связанных с акционерами.
Из 100 крупнейших компаний — 32 уральские, три из них входят в топ-20 рейтинга. Примечательно, что у больших организаций динамика премий на Урале отстает от общероссийских показателей. Так, у «Югории» при росте 3,4% в России на Урале падение — 24%, аналогичная ситуация и у «Северной казны».
Точка перелома
2011 год может принести большие перемены и определить масштабы и перспективы развития страхового рынка на несколько лет вперед. По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт», это будет год полного посткризисного восстановления.
На наш взгляд, усилится тенденция сокращения количества игроков. К естественному отбору добавится повышение требований к минимальному капиталу с 2012 года. Пока не ясно, сколько компаний не удовлетворяют новым требованиям: Росстрахнадзор обещает обнародовать списки кандидатов на выбывание 1 июля. По прогнозам «Эксперт РА», по причине недостаточности капитала могут уйти около сотни компаний. В ближайшие пять лет на рынке останется не больше сотни игроков.
Это закономерный процесс: больше рынок не требует. Так, 109 страховщиков, работающих в Свердловской области, собрали в 2010 году 12,3 млрд рублей премий, а 90 банков только от населения того же региона привлекли около 70 млрд рублей новых вкладов, одни выплаченные проценты (на среднегодовой остаток 250 млрд рублей) составили порядка 15 млрд рублей.
— Жесткий подход к деятельности и финансовой устойчивости страховых компаний должен в конечном итоге привести к уходу с рынка недобросовестных страховщиков, — уверен генеральный директор ГСК «Югория» Алексей Семенихин. — Это в свою очередь повлечет за собой рост доверия со стороны страхователей. Как следствие, можно ожидать подъема сборов по долгосрочному страхованию жизни. Но к этому времени нужно решить вопрос предоставления налоговых льгот страхователям — и физическим, и юридическим лицам. Сегодня высказываются опасения, что введение льгот приведет к возвращению в страхование схем ухода от налогов. Но этого можно избежать. Например, налоговые льготы могут предоставляться только в случае осуществления страховых выплат по заключенным договорам не менее чем через пять лет с момента их заключения. А при досрочных расторжениях договоров полученные от компаний выплаты могут вновь облагаться налогами. Это сделает схемное страхование невыгодным.
Наконец, должен быть принят ряд законопроектов в области введения новых обязательных видов страхования (подробнее об этом см. «Второе, третье и четвертое ОСАГО», «Э-У» № 48 от 06.12.10) и упорядочивания добровольных (например, разработан стандартный договор каско). В теории, это должно положительно отразиться на бизнесе страховщиков, серьезно увеличить поток премий. Однако не все разделяют эту точку зрения. Директор филиала ЗАСО «ЭРГО Русь» в Екатеринбурге Сергей Букреев:
— В России страховые компании в генерации спроса проявляют себя только одним образом — лоббированием введения новых обязательных видов страхования. Это не самый правильный путь. Учитывая непростую ситуацию на страховом рынке и слабое положение некоторых игроков, введение новых видов только поддержит слабые компании и отсрочит их неизбежный уход с рынка. А если ситуация будет сопровождаться еще и массовыми невыплатами по этим видам, это может окончательно подорвать веру населения в страхование как финансовый институт, призванный обеспечивать защиту имущественных интересов граждан. Пропаганда социальной функции, которую призваны взять на себя страховщики совместно с государством, и должна повлиять на повышение спроса.
— Для эффективной реализации законов, посвященных обязательным видам, необходимо, чтобы уровень ответственности страховых компаний был высоким, а требования к ним жесткими, — добавляет Алексей Семенихин. — На этот рынок должны допускаться только устойчивые и надежные компании, чтобы не повторилась ситуация, когда в результате банкротств ряда страховщиков их клиенты не получили страхового возмещения по полисам ОСАГО. На примере уже существующих видов обязательного страхования можно сделать вывод: правила игры на новых рынках формируются на ходу, с большим запозданием и уже после вступления в силу соответствующих законов. Стандартная проблема новых норм — это отсутствие методики их реализации, четко прописанного механизма взаимодействия всех участников процесса.
По прогнозам «Эксперт РА», в 2011 году прирост будет отмечен во всех сегментах страхового рынка. Наибольшие темпы увеличения взносов покажет страхование от несчастных случаев (около 30%, причины — восстановление ипотечного и потребительского кредитования), страхование жизни (до 25%, причины — восстановление корпоративных программ накопительного страхования жизни и развитие банковского страхования), каско (15 — 20%, причины — реализация отложенного спроса, восстановление автокредитования). В результате по оптимистичному прогнозу темпы прироста премий в целом по России составят 15%, по пессимистичному — 12,6%.
В долгосрочной перспективе все будет зависеть от изменений в области обязательных видов страхования. Итогом их введения, а также стимулирования добровольного спроса, может оказаться рост объема страховых взносов в России к 2013 году по сравнению с 2010 годом в 2,2 раза до 1,2 трлн рублей. В результате доля в ВВП взносов по иным, чем страхование жизни, видам приблизится к среднемировому уровню (2,7% к 3% в 2009 году). Однако в случае недоработок на законодательном уровне и недостаточной готовности со стороны страховых компаний введение новых обязательных видов может обернуться новым кризисом.
Сергей ЕРМАК, Сергей СЕЛЯНИН
Динамика сегментов страхового рынка за 2010 год Количество страховых компаний и концентрация рынка Лидеры по сегментам страхования по итогам 2010 года Объем страховых премий, собранных в 2010 году на душу населения Рейтинг крупнейших страховых компаний в сегменте ОСАГО Урала и Западной Сибири по итогам 2010 года Рейтинг крупнейших страховых компаний Урала и западной Сибири по итогам 2010 года
Вся пресса за 18 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Рейтинги
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
|
Вечерняя Казань, 26 ноября 2024 г.
Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Опасные объекты принесли премии
|
|
Курсив, Ташкент, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
|
Лента.Ру, 26 ноября 2024 г.
Названы способы сэкономить на покупке ОСАГО
|
25 ноября 2024 г.
|
|
360.ru, 25 ноября 2024 г.
«Нужно стартовать от 1 млн рублей». Автоэксперт — о повышении выплат по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-FM, 25 ноября 2024 г.
Возгоранию подбирают причины
|
|
Regnum, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт объяснил идею повысить штрафы за езду без полиса ОСАГО
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|